«Сквозь огонь и стужу»
Воспоминания о войне — страшное, героическое, вечное
«Сквозь огонь и стужу»
Воспоминания о войне — страшное, героическое, вечное
Война у каждого была своей. Мужчины, женщины и даже дети воевали на фронтах, дрались в партизанских отрядах за линией фронта, работали до полного изнеможения в тылу, обеспечивая оружие для грядущей Победы. А как тяжело приходилось тем, кто остался под пятой оккупантов, на земле, временно занятой полчищами «сверхчеловеков» с обагренными невинной кровью руками. «Известия» собрали воспоминания тех, кто прожил те грозные годы — каждый на своем посту.

Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка со знаменем. Крайняя справа — Ирина Ракобольская
|
Фронтовые письма легендарной летчицы Ирины Ракобольской
Ей была суждена долгая — почти сто лет! — и счастливая жизнь. После войны Ирина Вячеславовна Ракобольская стала известным ученым-физиком, доктором наук, профессором МГУ. Но тогда, в суровое лихолетье, совсем юная девчонка была начальником штаба 46-го гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков — наводивших ужас на немцев «ночных ведьм». По десять, а иногда и больше боевых вылетов за ночь делали экипажи на тихоходных фанерных бипланах У-2. Но в редкие минуты затишья оставалось время и на письма…
Письма маме

2 мая 1942 года.
Ярославль, Мышкинская, 18.
Ракобольской Е.В.
Милые мои родные! Получила большое Женино письмо со Славкиными каракулями. И как будто побыла с вами всеми. Сразу ответить не могла. Были очень загруженные дни, ни минуты свободной. Прошло и первое мая. Вспомнилась наша комнатка, желтая скатерть, пироги с капустой. Наверное, и вы в это время тоже вспоминали Москву, демонстрации. Надеюсь, что следующий май встретим снова все вместе. И только тогда оценим, как это хорошо.

У меня все прежнее. Никаких перемен в жизни нет. Жива, здорова, сыта, одета, обута. Что же еще? Волнует, получили ли Вы аттестат, моя мамочка. Уже пора было бы ему попасть к Вам.

Зачем я к Вам прислала принадлежности мужского туалета? Они мне мешаются. Их можно покрасить и носить. Все равно что гетры.

С удовольствием отослала бы вам и еще кое-какое барахло. Посмотрю, посмотрю, да и отошлю. Мыло понравилось? Это случайно у меня осталось свое. Ну и стирайте на здоровье.

Мама, вспомните, я ведь всю жизнь не любила мыть галоши. А теперь, в эту ужасную грязь приходится мыть целые сапоги. Сплошной ужас.

Сегодня дождь, пасмурно. Ветер срывает пилотку с головы. Волосы лезут вверх, шинель летит веером. Ну и жизнь настала.

Сейчас вот надо идти обедать. До свидания, мои хорошие. Обо мне не волнуйтесь. Я теперь «как скала». Целую крепко. Ваша Ирина.

СЛАВА ДОРОГОЙ. У ДЕДА МОРОЗА ВЕРЕВКУ ОТЪЕЛИ МЫШИ. А У НАШЕГО БОБИКА НОГА ОТСОХЛА. ОН ТЕПЕРЬ ХРОМОЙ. ЦЕЛУЮ КРЕПКО. ПИШИ. ИРИНА

Летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка


9 мая 1943 года
Дорогая!

Летит майор Нечипуренко к Вам. Говорит: «Зайду». И еще потому, что я пообещала ему, если у Вас найдется местечко, ему остановиться у нас.

Он очень хороший человек и вообще… Знаю его с первого дня на фронте. Вы, конечно, извините меня, если это Вас затруднит.

Мамочка! Я еще тут с одним капитаном отправляю записочку. Он обещал зайти к Вам. Он вообще летает часто в Москву. Он летчик. Можно было бы через него устроить регулярную переписку. Ну, это, конечно, если он зайдет.

Я восторгаюсь Вашим желанием прилететь ко мне. Милая мамочка! Хоть я и знаю, что это невозможно, а все иногда с замиранием сердца гляжу на московский «Дуглас». Ничего. Мы с вами еще увидимся. А прилететь вам нельзя, т.к. на самолеты гражданских лиц можно брать только с разрешения командующего ВВС КА. Вы у Нечипуренко спросите — он Вам расскажет, объяснит. Вот, моя хорошая, моя пригожая!

Живу все так же. Сегодня дождь. Хозяйки радуются дождю: меньше пыли. У нас здесь уже масса всяких цветов. Сирень отцветает. Последний букет на моем столе. А то все тюльпаны, нарциссы и пр. и пр.

Получили ли Вы мое пространное большое письмо, отправленное тоже лётом: изумительный вид транспорта. Получили ли? И когда?

Если бы Вы могли мне письма тоже отправлять самолетами — это было бы совсем хорошо.

Итак, жизнь идет своим чередом. Прядь Ваших седых волос ношу на сердце: в кармане, который слева. Завтра фотографируюсь в хорошей лаборатории, обещали сделать портрет. Тогда Вам вышлю.

Может, и мне Вам кусочек волос отрезать? Чтоб увидали, что я еще черная и волнистая. Ой, мама. Как-нибудь, с кем-нибудь, ухитритесь прислать мне ножницы. Нож есть. А их нет. И еще я хочу купить хорошее платье. Но это уже весна…

Сейчас Тамарка бритвой отрежет. Уже. На голове образовалась небольшая плешина. Зарастет! Но она их вырезала из-под низу, а потому они не рыжие, а черные.

Мама, мамочка! В этот конверт сегодня уже не буду запечатывать. Еще напишу на днях. А то у меня отбирают ручку и чернила. Дорогая! Целую и люблю.

46-й гвардейский ночной бомбардировочный полк, в котором служила Ирина Ракобольская (вторая слева), за всю войну сделал 24 тыс. боевых вылетов

Письма будущему мужу Дмитрию Линде

12 июня 1944 года
Дорогой Дим!

Твое письмо меня никак не догонит. Что ты написал в нем такого тяжелого, что оно не может дойти? Ну, во всем судьба. А я фаталистка.

Жизнь моя идет пока в устроительном порядке. Но сплю спокойно. И даже на комаров не реагирую.

Дима, меня, конечно, прервали и я дописываю на другой день. Сегодня получила твой треугольничек, который невесть где путешествовал. Он и правда чудный — этот треугольничек. Может быть, ты объяснишь его, друг милый?

У нас же уже лето. Работаю в палатке, ветер продувает в окна и двери, зеленая трава под ногами.

Заместитель командира 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка по политической части Евдокия Рачкевич (слева) и Ирина Ракобольская у знамени полка, которое они передают в Музей Советской армии, 1945 год


25 сентября 1944 года
Милый! Сегодня я получила от тебя письмо. Так быстро… Оно было опущено 19-го числа.

Что же делать? Я точно не могу без тебя. И еще так не скоро это все будет. Дим! Мы переехали в отдельную комнату. Устроили новоселье.

Дима! У меня не получается сегодня письмо, потому что мне сегодня очень, очень трудно одной. Я нашла старое письмо — не опустила в ящик, комплектую его с этим.

Родной мой, маленький (почти по бабушке). Две недели нашего счастья — это не так мало, это очень много, а мне хочется еще и еще.

Целую тебя, помню тебя всегда, всего. Твоя Ирина.

Легендарные летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного полка (слева направо): начальник штаба Ирина Ракобольская, командир звена Ирина Себрова, командир полка Евдокия Бершанская и командир звена Наталья Меклин
|
Летчик Василий Решетников — о первых боевых вылетах, путешествии к своим через тыл врага и недоверии американцев

За сутки пилот дальней бомбардировочной авиации Василий Решетников совершал три-четыре полета. Бомбы, по его словам, укладывал точно в цель — по вражеским аэродромам, железнодорожным узлам, мостам. И никогда по мирным объектам. Последний вылет советский ас совершил 16 апреля 1945 года, во время Берлинской операции. Ветеран, отметивший вековой юбилей, рассказал «Известиям» об одном из своих самых трудных заданий и звезде Героя Советского Союза, которую получил лишь спустя год после представления к награде.
Неожиданное возвращение
На фронт военный летчик Василий Решетников попал в начале 1942 года, а в конце февраля его начали отправлять на боевые задания. На одно из самых сложных — бомбить в 35-градусный мороз немецкий аэродром в Смоленске, с аэродрома в Раменском должна была вылететь группа из четырех самолетов.

 — Чтобы завести моторы, всю ночь грели печь, — вспоминает собеседник «Известий».

По его словам, задание было очень опасным, немецкие истребители могли подняться в воздух и уничтожить всю группу. Кроме того, утром стало ясно, что у одного из самолетов мотор все-таки не заводится. Стартовали три экипажа, но, пролетев немного, один повернул обратно из-за неисправности. В небе остались два самолета: Василия Решетникова и Павла Радчука. Однако, долетев до развилки Смоленск-Вязьма, Павел Радчук повернул на Вязьму.

На задание отправился один бомбардировщик. Подойдя к цели, под огнем зениток сбросили бомбы — тут же несколько немецких истребителей загорелись. Затем советский самолет снизил высоту и, прижимаясь к верхушкам деревьев, на высокой скорости полетел обратно.
Немцы догнали его лишь у самой линии фронта. Ослепленные февральским солнцем и израсходовавшие почти все топливо, они выпустили пулеметную очередь и повернули к своему аэродрому.
А экипаж Решетникова миновал линию фронта и начал искать свой, но безуспешно. Ему пришлось сесть на незнакомом аэродроме — как оказалось, в Химках.

 — Это было на севере от Москвы, а нам нужно было в Раменское, на юг. Мы вышли за границу карт, которые готовились для полета, — пояснил ветеран.

Заправив самолет, команда Решетникова отправилась на свой аэродром. Вернулись в сумерках — на удивление всей части.

— Когда докладывал о выполнении задания, командиры переглядывались. Им было непонятно, как мы вообще смогли вернуться из Смоленска, — рассказывает Василий Решетников.

Дальний бомбардировщик «Ил-4» времен Второй мировой войны, разработанный ОКБ-240 под руководством С.В. Ильюшина
Энергия штурвала
Полеты он считал своим призванием. В 1938 году 19-летний уроженец Екатеринослава Решетников окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу. Через год его отправили на обучение по управлению новым самолетом ДБ-3 в Воронеж. Технику освоил быстро, и в резервной эскадрилье его оставили инструктором — готовить фронту летные кадры.

— Война началась совершенно неожиданно, хотя было предчувствие, что она близко, — вспоминает Василий Решетников. — С первых дней я рвался на фронт, но резервные полки было приказано не трогать, их оставляли для подготовки военных летчиков. Я ощущал самолет в своих руках, чувствовал, что вся моя энергия проходит через штурвал и передается ему. Мы были с ним совершенно неотделимы друг от друга. Боже мой, с каким удовольствием я летал.

Дальний самолет-бомбардировщик ДБ-3
Запоздалая звезда
В июле 1943 года вышел приказ о присвоении командиру эскадрильи, гвардии капитану Решетникову звание Героя Советского Союза. По словам ветерана, к награде его представили еще летом 1942 года, а вручение отложили на год. И у такого перерыва есть свое объяснение.

 — Мы полетели на Кенигсберг, и началась сильная гроза. Молния попала в машину, самолет хрустнул и разрушился. Я приказал экипажу покинуть машину. Нас разбросало, и мне пришлось одному пробираться к своим по территории врага, — рассказывает летчик.

На нем была солдатская гимнастерка без знаков различия, комбинезон, под которым хранился пистолет ТТ. В распоряжении — две обоймы патронов, часы, миниатюрный компас. И никаких документов. К советской линии фронта шел по лесу, а на военной границе на него вышел взвод 953-го стрелкового полка 3-й ударной армии. Отправили в штаб.

— Меня просвечивали со всех сторон: расспрашивали, кто я, откуда. На счастье, нашелся один товарищ, который учился в той же Ворошиловградской школе, что и я. В итоге поняли, что я благонадежный, и помогли вернуться на свой аэродром. Марш по территории противника мне простили не сразу, поэтому и с наградой решили подождать — посмотреть, как дальше себя поведу, — рассказывает ветеран.

Экипаж под командованием лейтенанта И. Комаинца обсуждает боевое задание. Харьковская область, Украина
Бомбили по цели
Жилые кварталы мы никогда не бомбили, утверждает герой Советского Союза. Только конкретные цели: в Берлине — железнодорожный узел, в Данциге — порт, а в Хельсинки — судостроительную верфь.

Летом 1944 году на счету Василия Решетникова было ровно 300 вылетов, и после этого командование запретило летать. Перевели на инструкторскую работу, обучать летные кадры.

Последний боевой вылет Василий Решетников совершил 16 апреля, когда началась Берлинская операция. По счету он был 307-й.
Через много лет, на встрече пилотов Второй мировой в американском Портленде русского летчика попросили сказать, сколько он совершил вылетов.
Переводчик Джез Фрост переспросил несколько раз, но так и не поверил в трехзначную цифру. В его версии прозвучало 37 — и зал взорвался аплодисментами.

 — У американцев тогда норма была в 25 боевых вылетов, после чего они возвращались на родину героями, — поясняет собеседник «Известий».

После Джез Фрост и Василий Решетников встретились в Москве. Во время разговора американский переводчик решил все-таки уточнить, сколько было вылетов. Услышав, что 307, он воскликнул: «Не может такого быть! Это же мировой рекорд!»
|
Минометчик Иван Слухай — об опасностях, подстерегавших парламентеров

На фронт молодой учитель Иван Слухай попал в январе 1943 года, записавшись в 17 лет в ряды народного ополчения. После полугодовых курсов в пехотном училище, став командиром минометного взвода, он участвовал в Курской битве, освобождал Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию. Самую высшую награду — боевой орден Красного Знамени — получил за вручение немецкому командованию в Белграде пакета с предложением о добровольной сдаче. Об этой истории он и рассказал «Известиям». Сегодня Ивану Андреевичу 95 лет, и он до сих пор в строю — возглавляет Московский комитет ветеранов войны.
Боевой учитель
Родился Иван Слухай 5 декабря 1924 году в селе Успенка Зилаирского района Башкирии. Повзрослеть ему пришлось рано, в неполные 15 лет. В 1939 году в армию призвали учителей и набирать педагогов начали из старшеклассников-отличников. Так ученик восьмого класса стал учителем. Ивана отправили в село Довольное Екатерининского района Чкаловской области, в начальную школу-четырехлетку. Дали второй класс, а потом и третий. В деревне молодого учителя уважали: когда проходил мимо, селяне шапки снимали.

До апреля 1942 года он оставался в школе, стал директором, одновременно закончил Оренбургское педучилище. Но после гибели на фронте отца решил пойти в армию. Однако несовершеннолетних не брали, и тогда 17-летний юноша записался в народное ополчение. Затем полгода проходил обучение в пехотном одесском училище, базировавшемся после эвакуации в Уральске, среди казахских степей. Оттуда минометчик Иван Слухай и отправился в самую горячую точку — в Сталинград. На фронте он заменил погибшего взводного. Подчиненные молодого лейтенанта оказались в два раза старше, но он смог наладить отношения — помогла учительская практика.

 — Набрался смелости и нашел общий язык с 40−45-летними. Относились уважительно, а выполнение моих распоряжений было всегда обязательным. Старался поощрять подчиненных, отличившихся представлял к награде. Я не курил и не пил, отдавал бойцам свои папиросы, которые мне полагались как командиру, и порцию водки, — вспоминает Иван Слухай.

В составе 73 гвардейской стрелковой дивизии взвод под его командованием участвовал в Курской битве. Освобождал Европу: Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию.

Советские артиллеристы ведут огонь по гитлеровцам. Великая Отечественная война
Белградская ситуация
В сентябре 1944 года советские войска подошли к Белграду.

 — Белград защищался немцами с хорошо оборудованной высоты, но мы пришли ночью внезапно, когда на обороне оставался только резерв. Без труда с ними справились и уже к полудню были в центре города, где нас встретили несколько хорошо подготовленных немецких дивизий. Вот тогда мы сами вынуждены были встать в оборону, — говорит собеседник «Известий».

Советское командование решило добиться сдачи немцами города без боя, чтобы избежать солдатских потерь и гибели местных жителей.

 — Помочь нам должен был пленный немец, главный инженер-фортификатор, строивший оборону Белграда, которого взяли в первый же день в городе, — рассказывает Иван Слухай.
Пленный заявил: если ему дадут возможность уйти или хотя бы отправить письмо командующему немецкими войсками в Белграде, то он сдаст своих.
 — Тогда командование дивизии решило отправить парламентера, который должен был доставить немцам пакет с ультиматумом — предложением добровольно уйти из города, не разрушая его, — и письмо немецкого инженера. Для этой роли выбрали меня, командира минометного взвода, — вспоминает Слухай.

О смертельной опасности Ивана Слухая предупредил командир дивизии Семен Козак. «Все парламентеры были убиты немцами. Я тебя посылаю фактически на смерть, но задачу выполнить надо», — напутствовал он бойца.

Немцам объявили, что готовится парламентер, но стрельба не прекращалась с обеих сторон. Тогда Иван Слухай взял белый флаг, вышел на середину улицы и с пленным переводчиком пошел в сторону немецкой оборонительной линии. И огонь прекратился. Советского переговорщика встретили немецкий лейтенант, несколько солдат, затем вышел майор, взял пакет и отнес командующему. А через пять-семь минут принес от него ответ.

— Я отправился в обратный путь, с этим же белым флагом. Вышел на середину улицы и пошел строевым шагом. Немцы сдерживались, не стреляли, дали дойти до советских позиций, но, когда оставалось пройти всего несколько шагов до своих, открыли огонь. Первая очередь прошла над головой, вторая и третья очереди ударили по ногам, правую ногу прострелило две пули, — вспоминает ветеран. Он упал, но уже в руки своих товарищей.

Орудийный расчет советских войск. Великая Отечественная война
19-летний капитан
Принять ультиматум немцы отказались, но после него 243 солдата вермахта сдались в плен. В фашистской обороне появилась брешь, и наши войска воспользовались этим. 20 октября 1944 года Белград освободили. За выполнение задания Иван Слухай получил орден Боевого Красного Знамени.

Закончил войну 19-летний капитан 8 мая — в австрийском в госпитале. А 9 мая его пригласили к командующему фронтом на прием в честь Победы.

 — Впервые за свою жизнь я выпил водку с удовольствием, потому что знал, что это за Победу, — вспоминает герой.

По возвращении домой Иван Слухай закончил Военно-политическую академию имени Ленина и служил до 1987 года. А после отставки продолжил работать в Московском комитете ветеранов войны и в 1996 году возглавил его.
|
Бывший узник концлагеря Вячеслав Иванов — о годах, проведенных в фашистской неволе

В родную деревню Вячеслава Иванова в Смоленской области война пришла, когда ему было 11 лет. Мальчику пришлось многое пережить: он едва не подорвался на мине, чудом не умер от голода зимой 1941−1942 годов, в один из летних дней 1942-го дважды избежал расстрела, а потом провел два года в концлагере. Ветеран войны Вячеслав Иванов рассказал «Известиям» об этих событиях и о том, как неделю прожил на линии фронта, как от голода умерла двухлетняя сестра и как ему удалось выжить в лагере смерти.
Жизнь в окопах
Первый мотоцикл с тремя вражескими солдатами появился в деревне Осипово в Смоленской области 5 июля. А еще через неделю ее полностью заняли немецкие войска. Жители уходили на восток, а семья Вячеслава Иванова не смогла покинуть деревню.

 — Семья большая была — четверо детей, младшей сестренке полтора года. Чтобы к нашим попасть, нужно было реку переплыть, а мама плавать не умела. Вот мы и остались в нашей деревне, — рассказал «Известиям» Вячеслав Иванов.
Когда началась война, ему было 11 лет. Деревня несколько раз переходила из рук в руки в ходе кровопролитных боев.
От стрельбы шесть дней прятались в окопах, пока немцы не предложили матери Вячеслава уходить на запад в немецкий тыл. На это она согласилась, ведь в том направлении не было реки. Остановились до октября 1942 года в деревне Духовщина, а после семья решила вернуться в свой дом.

 — Наш дом был уже занят погорельцами, здесь шли сражения и многие дома сожгли. Всюду были окопы и блиндажи, проведена колючая проволока, а тропинки и дороги заминированы. Опасно было к колодцу подойти, к дому, к хозяйственным постройкам, — вспоминает Вячеслав Иванов.

За разминирование взялись мальчишки 11, 12, 13 лет — взрослых мужчин в деревне не осталось. Как обезвреживать мины, они не знали. Делали это методом проб и ошибок. Четверо погибли, а Вячеслава Иванова только ранило.

— С осколками проходил до 1951 года, когда исполнился 21 год. Лечить же было некому: никаких больниц, госпиталей, — пояснил ветеран.

Разрушенная Ельня. Сентябрь 1941 года
Голодная зима
Когда наступили холода, Ивановы ушли в деревню Приселье, где жили родители матери.

— Зима 1941−1942 годов была очень тяжелой. От голода сильно страдала моя младшая сестра, ей было около двух лет. Помню, как она просила меня: «Дай хлеба». Ну, какой тут хлеб, воды-то нет нормальной. Она умерла… Мы, старшие дети, тогда тоже едва выжили, одни ребра остались. Съели всё: лошадей — и дохлых, и подбитых, — собак, кошек. Из кожаных немецких сапог, ремней, оставшихся шкур мама научилась студень варить, — рассказывает собеседник «Известий». — Голод был еще хуже бомбежки, ведь бомбежку можно переждать, а от голода никуда не деться.
Зверства карателей
Деревня Приселье входила в партизанскую зону. В мае 1942 года немцы направили сюда карательные отряды, и, чтобы избежать гибели, по наводке партизан селяне решили уходить на советскую сторону.

Отступали большой колонной, а по дороге к ним присоединялись жители других деревень с детьми. Немцы настигли их в Капыревщине (деревня Ярцевского района Смоленской области).

 — Меня поймали, поставили к виску пистолет. Пытались выяснить, где партизаны. А я думаю про себя: «Совру, скажу, что знаю, они не найдут — расстреляют меня. Не скажу ничего — тоже расстреляют». В общем, заплакал, как маленький мальчик, просил отпустить, — вспоминает Вячеслав Иванов.
Среди солдат был один, хорошо говоривший по-русски. Он приказал Славе ходить с ними по улицам Капыревщины и искать партизан.
К счастью, никого не нашли, и мальчика отпустили. Он пошел узнавать, где мать и брат, но тут его опять схватили каратели.

Поставили к стенке, где стояли уже больше ста человек, приговоренных к расстрелу.

 — Немцы с автоматами нацелились на нас, но команды стрелять не было. Вдруг подъехал офицер и начал из стоявших у стены выбирать мальчишек и девчонок моего возраста, кому от 11 до 14 лет. Нас отобрали и увели, а по оставшимся начали стрелять, — говорит Вячеслав Иванов.

Второй раз в этот день он избежал гибели, а его старшую сестру расстреляли.

Лишившийся крова В.М. Солдатов среди обломков разрушенного дома разыскивает свой скарб. Дорогобуж. Август 1941 года
Юные узники
Колонну из пленных мальчиков и девочек пригнали на станцию Ярцево (город в Смоленской области). Тайком за Вячеславом Ивановым шли мать и девятилетний брат. Конвоиры их обнаружили и загнали в колонну. В телячьих вагонах их отправили в концлагерь на станцию Бигосово (в Западной Белоруссии, в 6 км от границы с Латвией). В лагерь нацисты превратили клуб железнодорожников с очень большим залом, кинобудкой, сценой и библиотекой. Помещения оборудовали двух- и трехъярусными нарами с соломой, туда и загнали узников.

— В этом страшном лагере мы остались ровно на два года, с июля 1942 по июль 44-го, — вспоминает Вячеслав Иванов.
Память сердца
Заключенные занимались строительством железнодорожного депо и путей. Спустя полгода юного узника определили пилить и колоть дрова. Эту работу он выполнял вместе с ровесником. Дрова готовили не только для кухни, но и для отопления комнат немцев.

 — Мы носили им дрова, и некоторые иногда даже давали несколько сахаринок, чтобы чай попить, — вспоминает бывший заключенный.
А немецкий повар предложил мальчикам приносить котелки и наливал еды. Это, по словам Вячеслава Иванова, спасло жизнь ему, матери и брату.
После освобождения Бигосовского лагеря советскими войсками в июле 1944 года Ивановы решили не возвращаться на Смоленщину. В Бигосово Вячеслав Иванов закончил школу, отсюда ушел в армию. А после окончания военной академии 36 лет служил в главном управлении железнодорожных войск.

 — В моем сердце война осталась на всю жизнь с первого и до последнего дня, — говорит собеседник «Известий».

И признается, что до сих пор иногда страшно засыпать — закроешь глаза, и снова встают ужасные картины: горящие дома, бомбежки, виселицы.

Советские дети в финских концлагерях во время Великой Отечественной войны
|
Воспоминания Веры Ковалевой о жизни под немецкой оккупацией

Вере Константиновне Ковалевой на момент прихода вражеских войск в Орловскую область было всего лишь 10 лет, но ужасы фашистской оккупации она помнит по сей день. Публичные казни, бомбежки, голод — в воспоминаниях «ребенка войны».
Вокруг всё замерло
Жизнь, конечно, богата на события, но есть моменты, которые особенно остро врезаются в память. Даже спустя 78 лет пережитое во время Великой Отечественной войны стоит особняком.

Наша семья жила в то время в городе Дмитровске (сейчас Орловская область. — «Известия»). Мне было 10 лет, когда пришли немцы. Это было ночью 1 октября 1941 года. Грохотала немецкая военная техника со стороны деревни Трубичино. Звучала немецкая речь. Стрельбы не было. Почти все мужчины уже ушли на фронт, а кого еще не призвали, ушли в эту ночь в партизаны. Остались старики, женщины и дети.

Немецкие солдаты на проживание размещались по частным домам. У нас поселились четыре солдата. Они заняли зал и спальню. Нам, девяти членам семьи, пришлось ютиться в столовой и маленькой спальне с русской печкой.

Они были подготовлены к войне: каждый имел шерстяной свитер, китель, сапоги. Даже фляжка имела такую форму, чтобы облегала бедро и не мешала в движениях. Ложка и вилка совмещены и складывались. Входили в комплект зубная щетка и паста.
Немецкие солдаты, жившие у нас, часто сменялись, на место выбывших поселялись новые.
С большой осторожностью в семье обсуждались действия на фронте. Наверное, немцы это замечали. Однажды один из наших постояльцев вышел к нам из зала и на чистом русском языке сказал: «Гитлера и Сталина на одном суку повесить, и был бы мир на земле» — и ушёл. Мы замерли, ждали в страхе последствий. Но, слава Богу, ничего не случилось.

Наша улица кончалась крутым оврагом, по краям которого росли ракиты и два огромных серебристых тополя. Раньше эти места были для игр в прятки, но немцы начали строить там укрепления.

Семьи тогда были многодетные. Вечерами улицы наполнялись детскими голосами. Играли в лапту, классики, выжигалки, догонялки, а зимой — лыжи, санки, куча-мала. Но теперь всё вокруг замерло. Детей старались лишний раз не выпускать из дома. Хотя мальчишки умудрялись убегать — велико было любопытство. Вернувшись с поля боя, немцы сразу же начинали приводить технику в порядок. Заставляли мальчишек мыть машины под дулом оружия. Мирное население немцы гоняли рыть окопы.

Карательные отряды СС, занимая город или деревню, вывешивали излюбленные немцами объявления
Жестокость не знала предела
Однажды немцы согнали нас на городскую площадь, где должна была состояться казнь партизан. Заранее были установлены две виселицы. Ветер слегка покачивал веревочные петли.

Около виселиц стояли две пустые железные бочки. Партизаны были в нижнем белье, их сопровождали с автоматами. Руки были связаны жгутами. Из босых ног сочилась кровь. Народ замер. Все окаменели. Стояла неестественная тишина. Мне кажется, что у людей захватило дыхание. Так напитывали нас страхом. Видеть смерть и не осознавать: почему? Как? За что? Дрожали губы и лились слезы.

Весной 1943 года установили четыре пушки. Дула их прямой наводкой были направлены на деревню Мало-Боброво. Снаряд летел через нашу усадьбу. Там у нас росли громадные две груши. Пришли немцы и спилили их, хотя огород уже был посажен. Зрелище, как заряжались эти пушки, а потом с грохотом и огнем вылетал снаряд, приходилось видеть, широко открыв рот, чтобы сохранить ушные перепонки. По-видимому, наши войска обнаружили пушки и начали бомбить.
От взрывов бомб оставались искореженные дома, улицы. Везде хаос. Воронки даже на лугу и болоте.
Пушки укатили. Строчили с самолетов пулеметы, и это чирканье пуль и сейчас помню. Мы же, как только услышим гул груженых самолетов, укрывались в своих убежищах, переделанных из подвалов. Так же и мы укрепили верх подвала бревнами в три наката. Трудно было с водой. За ней пробирались через огороды к болоту. Из колодца воду не брали, боялись, что она отравлена. А в болотной воде было множество всяких букашек. Воду использовали только для питья, хватало не всегда.

В убежище каждому было отведено место, где можно только сидеть, поджав ноги. Там всегда был сырой воздух, и в затишье в любое время суток выходили подышать. Питались кое-чем с перерывами. Сильно поддержала сестренка Валя с хлебом. Ей было 14 лет. Она любила рисовать с натуры, особенно лица людей. Она и нас всех поочередно карандашом рисовала — чумазых, с взъерошенными волосами. Видно, немец, живший у нас, заметил это и попросил нарисовать его портрет. Валя выполнила его просьбу. И вот однажды я, и в ужасе, и в любопытстве вижу такое зрелище. Сидит, как будто замер, немецкий офицер во всех своих регалиях, а Валя на расстоянии с карандашом и листком бумаги то глянет на «застывшего» офицера, то чиркнет карандашом на бумаге. Портрет получился. Потом она оформила этот портрет в виде открытки со всякими узорами и, конечно, с розочками. Мы получили две буханки немецкого хлеба и кусок мыла.

Вольготность немцев в период оккупации проявлялась во всем. Немец мог открыть сундук, шкаф и взять всё, что ему приглянулось, заставить поймать курицу, зарезать ее, обработать и отдать готовую тушку ему.

«Новый порядок» в действии. Расстрел патриотов
|
Художник Борис Неменский — о работе на фронтах Великой Отечественной, первой встрече со смертью и романтическом восприятии войны

Борис Неменский фиксировал военную жизнь на Калининском, Ленинградском и Украинском фронтах, писал этюды пылающего Берлина… На передовой ни у кого не возникало вопросов, зачем нужны военные художники, вспоминает он. Обо всем этом классик отечественного искусства, лауреат Государственных премий рассказал в интервью «Известиям».
К штыку приравняли перо
Когда я окончил художественное училище, то получил направление в Суриковский художественный институт. Но решили не поступать туда, а идти на фронт. Потому что именно на передовой тогда кипела жизнь, и все устремления и интересы людей из Самарканда, куда перевели институт, были направлены на фронт.

У меня появилась возможность попасть в Студию имени М.Б. Грекова — подразделение военных художников. Такой организации не было ни в какой другой армии, кроме нашей. Я послал свои работы, там сочли возможным дать запрос на меня в военкомат. Я был мобилизован и направлен в Монино.
В самом конце декабря 1942 года меня командировали на Калининский фронт в Панфиловскую дивизию под город Холм, недалеко от Великих Лук. Надо было зарисовать героев.
Чтобы добраться до передовой, надо было идти вдоль проводной связи, но кабель упал, его занесло снегом, я его потерял и заблудился. Вдруг из кустов вышли люди. Оказалось, это наши. Меня арестовали, но когда привели к себе и расспросили, то поняли, что я свой — военный художник из студии Грекова. С ними я и встретил 1943 год.

Правда, утром еще проверили в полку, не шпион ли я. Меня привели в большую землянку командования, и первое, что я там увидел, — девушку, которая пела восточную песню. Это было очень красиво! От гильз, превращенных в светильники, шел дым, и девушка закашлялась. Во время возникшей паузы доставивший меня солдат доложил командиру. Тот потребовал у меня документы, и когда узнал, что я художник, сказал: «Садись, мы расскажем тебе, кто мы такие».

Из его рассказа я узнал, что это разведчики, они ходят по немецким тылам с агитпоходами, берут с собой радио и артистов. Занимают село, дают там концерт, включают радио, показывая людям, что Москва жива, страна не сдалась, и отправляются в следующее село.

Художник студии военных художников Николай Соколов пишет портрет гвардии лейтенанта Н. Брыскина
Живопись смерти
Нас направляли в армию целой группой и там уже распределяли. До роты доходили в одиночку. Там, оказавшись на передовой, мы делали зарисовки в течение двух месяцев, потом возвращались в Москву, сдавали рисунки, забирали новые инструменты для работы и отправлялись на другой фронт. Я был на Ленинградском фронте, потом шел с Украинским. Последняя командировка у меня была уже в Германию, я прошел от Одера до Берлина.

Оружием нашим были карандаши, уголь, этюдник и прочие принадлежности. Профессиональное было оружие.
Когда я пришел в Панфиловскую дивизию, эта часть застряла в болотах. А в то время как раз началось наступление на Великие Луки.
Я попросил командование разрешить мне перейти в наступающую часть, получил разрешение и целый день шел от тех разведчиков, с которыми как раз праздновал Новый год, к Великим Лукам — пешком по местности, на которой уже прошли бои. Смеркалось, я очень устал и решил перекусить — у меня с собой сухари были. Присел на пенек, смотрю — рядом колышется трава. А ведь зима, январь, травы никак не может быть. Оказалось, я сижу на плече убитого немца, а колышется не трава, а его волосы рыжие. Я его перевернул — он еще не успел вмерзнуть в снег. И увидел, что это мальчишка моего возраста, чем-то на меня похожий.

Конечно, с тех пор, к сожалению, видел много убитых. И немцев, и наших. Но это первая встреча произвела на меня особое впечатление. Уже после войны я написал картину «Безымянная высота» (на ней изображены два погибших в бою солдата-мальчишки — русский и немец. — «Известия»). Это трудная тема.

В Берлин я входил с передовыми частями, с боями. И вот оказался на Фридрихштрассе. Обе стороны улицы горели, и из-за пламени гудело, как в трубе. Бой шел впереди на перекрестке, а я, не доходя до него, нашел выпавшее из разрушенного дома кожаное кресло, залез в него и стал писать масляными красками. Заняло это более часа, наверное. Дома вокруг обваливались, солдаты мне: «Давай мы тебя передвинем, а то завалит». И всё время меня подтаскивали вперед, оберегали. Все относились очень серьезно к работе военного художника. Говорили: «Покажи, как логово Гитлера пылает, чтобы неповадно было потом».

Советская армия в Берлине
Радость со слезами на глазах
Как мы отмечали День Победы? Все палили в воздух, такой импровизированный салют был — всё, что оставалось, выстреливали. А я залез на крышу Бранденбургских ворот, там сохранился тогда только один из коней триумфальной квадриги, я сел рядом с ним и оттуда писал этюд горящего Берлина. Потом четверо других художников из студии Грекова увидели меня наверху и тоже забрались по штурмовым веревочным лесенкам. Притащили штоф вина отметить Победу. Не дали мне кончить этюд. А когда мы обратно слезали, этюдник упал и палитра влипла в него, так что эта работа погибла.

Комендант Берлина Николай Эрастович Берзарин всех грековцев из частей забрал, чтобы мы помогали в наглядной агитации, рисовали плакаты: «Гитлеры приходят и уходят, а народ и германское государство остаются», «Лежачего не бьют» и всё в таком духе. Мы собирали материалы для будущих картин, писали Берлин, жизнь немцев. У меня сохранились этюды этой берлинской весны — например, девушки на балконе.
Этюд гитлеровской канцелярии снаружи — есть, но внутри я не писал. Когда нас туда привели, нам не до того было.
Там потом рисовали художники Кукрыниксы (творческое трио Куприянов, Крылов и Ник. Соколов, авторы картины «Конец. Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии». — «Известия»).

Когда я работал на передовой, ни один человек не сказал, что мы попусту время тратим. И солдаты, и офицеры прекрасно понимали, зачем нужны фронтовые художники.

В Берлине, когда я писал этюд, ребята уносили с передовой раненых, подносили туда патроны и заодно постоянно предупреждали меня: «Смотри, тут танк, он может взорваться, не подходи к нему близко» или: «Вот этот дом может рухнуть». Ну, про кресло я вам уже рассказал — они мне помогали его таскать. Когда меня спрашивают, почему я в Берлине мало сделал этюдов, шучу: «Мало было удобных кресел».

Советский танкист с немецким мальчиком на улице Берлина
|
Фронтовик, многолетний директор Театра на Таганке Николай Дупак — об однополчанах, зеркальце военного хирурга и Вечном огне

Николай Дупак помнит, как услышал Клавдию Шульженко на вокзале в первые дни войны, благодарит полковых врачей за то, что остался жив, и чувствует вину перед погибшими товарищами. Об этом легендарный директор Театра на Таганке рассказал «Известиям» в преддверии Дня Победы.
Тот первый день
22 июня 1941 года я встретил в Киеве в шикарной гостинице «Континенталь». К тому времени я уже полтора месяца был на съемках фильма Александра Петровича Довженко «Тарас Бульба». Меня, выпускника Ростовского театрального училища, которым руководил Юрия Завадский, будущий главный режиссер Театра Моссовета, утвердили на роль Андрия. Тараса играл Амвросий Бучма, а Остапа — Борис Андреев.

Где-то в 5−6 часов я проснулся в номере от гула. Вышел на балкон и увидел, как на очень низкой высоте пролетали самолеты с непонятными знаками. Потом выяснилось, что это немцы бомбили переправу через Днепр. Утром я сел в трамвай и поехал на студию.
Проезжая мимо еврейского базара (сейчас там цирк), увидел, что немцы туда тоже сбросили бомбы. Погибло очень много народу. Потом Молотов по радио сообщил, что началась война.
Александр Довженко собрал всех и сообщил, что вместо двух лет фильм снимут за полтора года. Но съемки продлились всего неделю. Так как в массовке были заняты 400 солдат, процесс пришлось прервать. Они отправились на фронт.

Из Таганрога, где жили мама и брат, на Киевскую киностудию пришла мне телеграмма: «Коля, тебе прислали вызов в военкомат». Я подумал, зачем я поеду в Таганрог? Пойду в Киевский военкомат. Меня там спросили: «Ты где родился?» — «В деревне». — «В пехоту». Но так как для роли я занимался на ипподроме верховой ездой, то рискнул попроситься в кавалерию. Тогда мне предложили поехать в Новочеркасск. Это в 40 км от Ростова-на-Дону и в 60 — от Таганрога. Там было кавалерийское училище.

Бойцы Юго-Западного фронта и местные жители во время просмотра фильма с кинопередвижки. Сентябрь 1941 года
Уходят в бой
В Новочеркасском кавалерийское училище я проучился до февраля 1942 года. Потом 10 человек выпускников — отличников боевой подготовки направили в Москву. Мы были приписаны в резервный эскадрон инспектора кавалерии Красной армии Оки Ивановича Городовикова. Добрались мы до Москвы на перекладных. Нас разместили в казарме в Лефортово… А потом фронт, бои.

В марте 1943 года под Харьковом шли кровопролитные бои с фашистами. Туда была переброшена дивизия СС «Викинг». В бою под Мерефой 10 марта я получил ранения. Если бы не Ефим Ильич Аронов, наш полковой врач, великий Аронов, я бы с вами не разговаривал. Он спас тысячи жизней. За каждую тысячу спасенных врачей награждали орденом Красной Звезды. У него их было четыре.
Представьте себе: поле боя, кругом убитые, а он с зеркальцем. Подползал к бойцу, подносил зеркало ко рту, и если появлялась хоть капелька, значит, жив. Так и меня спас.
К тому времени я уже шесть часов пролежал в снегу. Он понял, что я дышу, и тут же дал скрытную команду, чтобы меня вытащили. Я был безнадежный, а таких засылали подальше в глубь страны — было такое распоряжение командования. Привезли меня на носилках в Актюбинск, в госпиталь. «Как фамилия?» — «Дупак». — «У вас есть брат?» — «У меня два брата: Сережа и Гриша». — «Вы знаете, что две недели назад Сергея привезли к нам из Сталинграда?» Как это считать, что это такое? Чудо. Так в госпитале я встретил старшего брата.

Моей жизни не хватит, чтобы рассказать про войну, о которой я знаю… Почему ветераны Великой Отечественной не любят вспоминать войну? Потому что вспоминаешь своих лучших друзей… Они погибли, а ты живой. У меня ощущение, что я перед ними как бы виноватый.

Я снялся почти в 100 фильмах, представляете? Из них около 80 — о войне. Поставил десятки спектаклей на эту тему: «А зори здесь тихие», «У войны не женское лицо», «Пристегните ремни»… Мне стыдно, что после моего ухода из Театра на Таганке там не было поставлено ни одного спектакля про жизнь нашего народа в период Великой Отечественной войны. А ведь именно мы на Таганке впервые в Москве зажгли чашу Вечного огня.

Это было в 1965 году в спектакле «Павшие и живые», он родился из поэтического вечера, на котором читали стихи поэтов-фронтовиков. Юрий Любимов предложил почтить память героев Вечным огнем. Я подключил свои связи, договорился с пожарными. Так на авансцене загорелся огонь. Пожарные, конечно, сидели на лучших местах. Специально для этого спектакля Володя Высоцкий написал стихи «Солдаты группы «Центр».

Солистка Московской консерватории Галина Баринова (слева) дает концерт в госпитале для раненных бойцов Красной Армии. Ленинград, 1943 год
В материале использованы фотографии:
Из семейного архива (7); Василий Савранский/РИА Новости; Ольга Ландер/РИА Новости; В. Боровский/РИА Новости; РИА Новости (2); Сергей Лоскутов/РИА Новости; А. Петров/РИА Новости; Рамиль Ситдиков/РИА Новости; Анатолий Гаранин/РИА Новости; Алексей Дружинин/РИА Новости; Александр Натрускин/РИА Новости; ТАСС; Родионов Владимир/ТАСС; Иванов Владимир/ТАСС; из архива «Известий» (3); Павел Трошкин (3).